Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Мастерская чудес" для групп комбинированной направленности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №125
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
Решением Педагогического Совета
Протокол от 16.09.2024 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 125
Е.А. Лебедева
Приказ от 24.10.2024 г № 21-ОД

с учётом мнения Совета родителей
ГБДОУ детский сад № 125
Центрального района Санкт-Петербурга
протокол от 16.09.2024 г. № 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мастерская чудес»
для обучающихся групп комбинированной направленности с
интеграцией детей с тяжелыми нарушениями речи
срок реализации – 3 года
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 3-7 лет

Разработчик:
педагог дополнительного образования
Жукова З.А.
Санкт-Петербург
2024 г.

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи Программы
1.1.2. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел.
2.1. Общие положения
2.2. Учебный план
2.3. Календарный учебный график
3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
4. Перечень литературных источников

Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской ладошке, тем
умнее ребенок.
Сухомлинский В.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая своё жилище,
одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь
над ежедневными однообразными заботами. Занятие рукоделием немыслимо без творчества. А
развитие творческих способностей дошкольников рассматривается как одно из приоритетных
направлений в педагогике. Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на
растущего ребёнка многопланово: оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного,
стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе. Через
художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит
восприятие Родины, культуры народа, его традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и
нужных изделий, умение их создавать своими руками имеют большое значение для воспитания у
них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда, способствует
формированию мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру,
определению своего «я» в жизни.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мастерская чудес»
разработана для детей: 3-5, 7 лет, посещающих группы комбинированной направленности с
интеграцией детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) составлена в соответствии
с:
 Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
 Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
года №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
№28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».
Программа учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов
и ориентирована на развитие мелкой моторики рук дошкольников. Мелкая моторика – это
совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в

сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и
пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных
действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных
способностей.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем
потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать
и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает
такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память
(зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений.
Новизна Программы заключается в том, что она направлена не только на выявление и
поддержку творческих способностей у дошкольников, но и на развитие познавательных и
коммуникативных навыков в процессе художественной деятельности.
Этот технический универсализм помогает ребёнку достигнуть высокого уровня в овладении
искусством создания поделки практически из любого материала.
Актуальность Программы в том, что она отражает общую тенденцию в обществе к
возрождению интереса к ручному творчеству, изучению традиционных ремесел. Актуальность
программы также заключается в том, что человек будущего должен быть созидателем, личностью
с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественная деятельность –
ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство
художественного развития детей с самого раннего возраста.
Педагогическая целесообразность Программы
В основе содержания Программы – декоративно-прикладное творчество. Этот вид
деятельности благотворно влияет на развитие как личностной, так и творческой и эстетической
культуры, повышает эффективность обучения в целом, способствует душевному равновесию
дошкольников, развивает мелкую моторику рук, стимулирует воображение, развивает логическое
мышление, то есть творчество для ребенка является одной из форм познания мира,
самовыражения.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель: развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные
способности путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник,
формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную
отзывчивость к прекрасному.
Сформировать у детей базовые навыки создания декоративно-прикладных изделий и обеспечить
условия для развития их творческих способностей с учетом особых образовательных
потребностей.
Задачи:
1. Обучать разным видам рукоделия, приемам работы с различными материалами;
2. Обучать правилам безопасной работы с инструментами, алгоритмом обработки
текстильных, природных, синтетических материалов, элементарным трудовым навыкам;
3. Знакомить с техниками декоративно-прикладного творчества: бумагопластика,
пластилинография, работа с солёным тестом, в технике»папье-маше» и др.;
4. Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно –
прикладного искусства;
5. Знакомить с техниками декоративно-прикладного творчества: декупаж, лепка из глины,
панно, витражи др.;

6. Развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать
глазомер;
7. Сформировать и развить творческие способности обучающихся;  удовлетворить
индивидуальные потребности обучающихся в художественно-эстетическом развитии;
8. Воспитать у детей нравственные качества и чувства;
9. Сформировать умение ребенка анализировать результаты творчества;  воспитывать
добрые отношения к товарищам, уважение и любовь к труду
1.1.2. Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
• научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой,
фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;
• научатся следовать устным инструкциям;
• научаться создавать композиции с изделиями;
• разовьют познавательные, конструктивные способности;
• разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
• разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
• разовьют интерес к результату и качеству поделки;
• овладеют различными приемами преобразования материалов;
• овладеют навыками культуры труда;
• научатся видеть необычное в обычном предмете;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста:
˗ 3-4 года;
˗ 4-5 лет;
˗ 6-7 лет
Продолжительность реализации программы в 2024-2025 учебном году: 7 месяцев
Возраст

Продолжительность
1 занятия (минутах)

Количество занятий
в неделю
в месяц

в год

3-4 года

15

2

8

59

4-5 лет

20

2

8

59

6-7 лет

30

2

8

59

Формы организации занятий различны.
Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей,
показ воспитателем способа действия,– так и практические, в ходе которых дети под контролем
педагога самостоятельно выполняют работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
 наглядный (показ иллюстраций, наблюдение).
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный

– дети воспринимают и усваивают готовую

информацию;
 репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятии:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы,
 групповой – организация работы в группах,
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем,
 и другие.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные
стимулы:
˗ тайна, сюрприз;
˗ мотив помощи;
˗ познавательный мотив (почему так?);
˗ ситуация выбора (проверка гипотезы).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
˗ – выставки детских работ в детском саду;
˗ – составление альбома лучших работ;
˗ – участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно-эстетической
направленности;
˗ – презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
˗ – творческий отчет воспитателя на педсовете.
Виды деятельности на занятии:
Работа с бумагой и картоном.
 Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок,
популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей.
Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей.
Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук,
внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами»
способствуют
воспитанию
усидчивости,
аккуратности,
самостоятельности,
целеустремлённости.
 Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая
педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности,
формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление
игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
 Художественное моделирование. Работа строится на имеющихся у детей навыков,
полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных
направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание,
склеивание и т. д.
 Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень
интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной

деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью
сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из
геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
 Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные
способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции,
делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству,
предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы
различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию
координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и
самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и
важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными
материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые
навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий,
использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап
работы педагог берёт на себя. Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь
разное назначение:
˗ для игр детей;
˗ для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
˗ их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе
предъявляется определённые требования:
˗ должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
˗ тщательно промытым и высушенным;
˗ доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.).
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа
требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия
нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с тканью и нитками.
Основы шитья: Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это
наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков
детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы, играя, предлагать детям новые затеи:
пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой
поделки – трудовой подвиг для ребёнка.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным
видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько
выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о
художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику
природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого
создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей
воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами
построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них
многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Инструкция для воспитанников
по правилам поведения и технике безопасности для детей на занятии
1. Начиная любую деятельность, проверь безопасность своего рабочего места, любой предмет
должен быть расположен на столе удобно для пользования и безопасно для тебя и
окружающих.
2. Помни, что с ножницами, кисточками, клеем нельзя ходить по группе, размахивая в разные
стороны, задевать соседей.
3. После того, как ты закончил вырезать, красить, наклеивать или лепить, все ненужные
предметы необходимо убрать на место, где они хранятся.
4. Нельзя пробовать на вкус клей, краски, пластилин. Они могут содержать ядовитые и
вредные вещества.
5. После работы с клеем, красками, пластилином необходимо хорошо вымыть руки с мылом.
6. Во время занятия по шитью и вышиванию нужно быть предельно внимательными:
˗ иголки, булавки должны храниться в специальных подушечках, игольницах, и в
случае потери, сразу сказать воспитателю;
˗ ты должен точно знать, сколько иголок в твоей подушечке;
˗ во время выполнения работ по вышиванию или шитью, нельзя ходить по группе,
работать нужно только за столом;
˗ запрещается размахивать иголкой около других детей, а тем более колоть кого-либо
иглой;
˗ нельзя оставлять иголку без нитки, т.к. ее трудно увидеть в случае потери;
˗ после окончания работы, необходимо тщательно осмотреть рабочее место,
пересчитать иголки и булавки.
7. Категорически запрещается брать иголки и булавки в рот, их можно нечаянно проглотить.
8. Нельзя брать в рот нитки, это вредит зубам, можно порезать губы или язык.
Инструкция для воспитанников
по правилам поведения и технике безопасности
при работе с ножницами и клеем
При работе с ножницами:
1. Ножницы следует применять строго по назначению – для разрезания бумаги, ткани, для
вырезывания.
2. Нельзя играть с ножницами.
3. Нельзя держать ножницы концами вверх.
4. Передавать ножницы друг другу можно только концами вперед.
5. Нельзя размахивать ножницами.
6. При вырезывании лист бумаги со стола не поднимайте высоко.
7. Работая ножницами, поворачивайте материал, а не инструмент.
8. Нельзя при работе с ножницами вставать с места, ходить и бегать по помещению.
9. При смене заготовки для вырезывания, ножницы нужно положить на отведенное место,
взять другую заготовку, а затем ножницы и приступить к вырезыванию.
10. Нельзя отвлекать себя и других вопросами во время работы с ножницами.
11. При работе с ножницами нельзя слишком низко наклоняться и крутиться.
12. Будь внимателен при работе с ножницами.
Работа с клеем:
1. Займи отведенное место для занятия место с приготовленными материалами и
инструментами.

2. Внимательно послушай правила при работе с ножницами и помни о том, что их
необходимо соблюдать.
3. Храни клей в закрытом флаконе или карандаше.
4. Не открывай клей без надобности.
5. Не пробуй клей на вкус.
6. Не нюхай клей.
7. Не пачкай клеем других детей.
8. С клеем всегда работай на клеенке.
9. Клей наноси на деталь ровным слоем и разглаживай от середины к краям.
10. Если клей жидкий, то его наносят кисточкой, не размахивай кисточкой.
11. По окончании работы клей закрой, а кисть и мисочку для клея вымой и положи в
подставку.
12. После занятия вымой руки.

2.2.

Учебный план

МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Вводное занятие/ теоретический материал – 12,5 ч.
- характеристика и содержание программы «Чудесная мастерская»;
- правила безопасности на занятиях «Чудесная мастерская» и профилактика травматизма;
- основы личной гигиены занимающихся.
2. Учебно-практический материал – 46,5 ч.
- пальцеграфия;
- аппликация из бумаги, картона, крупы, природного материала;
- моделирование из фетра, фоамирана;
- пластилинография на картоне;
- лепка из глины;
- рисование красками, гуашью;
- изготовление игрушек в технике папье-маше;
- конструирование из бумаги, картона;
- изготовление фигур из гипса.
Итого: 59 ч.

№ п/п неделя

Количество
часов
все теор прак
го
ия
тика

Формы
контроля

№ занятия

Название раздела, темы

Октябрь 4 ч.
3 неделя

1

1

0,5

0,5

3 неделя

1

Вводное занятие. Знакомство с
цветом.
Гуашь «Фигуры»
Пальцеграфия "Три кота"

1

0,5

0,5

4 неделя

2

Аппликация из крупы
"Матрешка"

2

0,5

1,5

Ноябрь 8 ч.
2, 3 неделя

3

Картонные
"Зайчик"

3

0,5

2,5

3, 4 неделя

2

Гуашь "Дождик"

2

0,5

1,5

4, 5 неделя

3

Моделирование из фетра
"Лапка"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Декабрь 8 ч
1,2 неделя

3

Пластилинография на картоне
"Лиса"

3

0,5

2,5

2, 3 неделя

2

Гуашь "Новогодний салют"

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

ячейки

для

яиц

Наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

4,5 неделя

3

Аппликация "Зимнее окно"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Январь 7 ч
2,3 неделя

2

Аппликация из пивного картона
"Смешарик"

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

3,4 неделя

3

Глина "Дед Мороз"

3

0,5

2,5

5 неделя

2

Гуашь "Праздник"

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

Февраль 8 ч.
1, 2 неделя

3

Аппликация "Подснежник"

3

0,5

2,5

2, 3 неделя

3

Аппликация – открытка "23
февраля"

3

0,5

2,5

4 неделя

2

Аппликация " Пингвины"

2

0,5

1,5

Март 8 ч
1, 2 неделя

3

Панно из фоамирана "Три
котика"

3

0,5

2,5

2, 3 неделя

2

Цветочная открытка
(аппликация) ко Дню 8 марта

2

0,5

1,5

3, 4 неделя

3

Аппликация из картона и
пластилина "Жизнь муравьев"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Апрель 8 ч
1 неделя

1

Гуашь "Солнечное тепло"

1

0,5

0,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

1, 2, 3 неделя

4

Папье-маше "К полету готовы!"

4

1

3

3, 4 неделя

3

Гипс "Пасхальное яйцо"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

Май 7 ч
2 неделя

2

Аппликация из салфеток
"Одуванчик"

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

3

Аппликация из картона и пряжи
"Овечка"

3

0,5

2,5

4, 5 неделя

2

Конструирование из картона
"Лошадка"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

59

12,5

46,5

Итого

СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Вводное занятие/ теоретический материал – 12,5 ч.
- характеристика и содержание программы «Чудесная мастерская»;
- правила безопасности на занятиях «Чудесная мастерская» и профилактика травматизма;
- основы личной гигиены занимающихся.
2. Учебно-практический материал – 46,5 ч.
- пальцеграфия;
- аппликация из бумаги, картона, крупы, природного материала;
- моделирование из фетра, фоамирана;
- пластилинография на картоне;
- лепка из глины;
- рисование красками, гуашью;
- изготовление игрушек в технике папье-маше;
- конструирование из бумаги, картона;
- изготовление фигур из гипса.
Итого: 59 ч.

№ п/п неделя

№ занятия

Название раздела, темы

Количество
часов
все теор прак
го
ия
тика

Формы
контроля

Октябрь 4 ч.
3 неделя

2

Вводное занятие.
Соленое тесто "Божья коровка"

2

0,5

1,5

4 неделя

1

Аппликация из картона и пряжи
"Осенние ежики"

1

0,5

0,5

4 неделя

1

Гуашь + природные листья "Лесной
пейзаж"

1

0,5

0,5

Ноябрь 8 ч.
2, 3 неделя

2

Коллективная работа "Гирлянда
мухоморов" из корок апельсинов

2

0,5

1,5

3, 4 неделя

2

Гуашь "Хитрая лиса!"

2

0,5

1,5

4, 5 неделя

4

Аппликация "Осень, осень,
листопад"

4

1

3

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Декабрь 8 ч
1, 2 неделя

4

Ниткография "Новогодний шар"

4

1

3

3 неделя

1

Гуашь "Новогодняя ель"

1

0,5

0,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

Наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

3

Пластилинография " Совушка в
шапочке"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Январь 7 ч
2,3 неделя

4

Конструирование из картона и
ткани "Мишка"

4

1

3

4 неделя

2

Декупаж "Матрешка" из салфеток и
картона

2

0,5

1,5

5 неделя

1

Гуашь "Морж"

1

0,5

0,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

Февраль 8 ч.
1, 2 неделя

2

Аппликация – открытка "23
февраля"
День мальчишек

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

2, 3 неделя

2

Аппликация из картона и ваты
"Огнетушитель"

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

4 неделя

4

Глина "Зимняя рыбалка"

4

1

3

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Март 8 ч
1, 2 неделя

3

Соленое тесто "Самовар для
Масленицы"

3

0,5

2,5

2, 3 неделя

3

Цветочная открытка (аппликация)
ко Дню 8 марта.

3

0,5

2,5

3, 4 неделя

2

Мастер класс по изготовлению
масок "Сказка репка"

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение
Повторение по
образцу

Апрель 8 ч
1 неделя

1

Гуашь "Веселые курицы"

1

0,5

0,5

1, 2,неделя

3

Гипс "Пасхальное яйцо"

3

0,5

2,5

3, 4 неделя

4

Папье-маше "К полету готовы!"

4

1

3

Май 8

Наблюдение.
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

2 неделя

2

Аппликация из салфеток
"Одуванчик"

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

4

Пластилинография "Фруктовое
мороженное"

4

1

3

5 неделя

2

Гуашь " Лягушка путешественница

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение
Повторение по
образцу

59

15

47,5

Итого

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Вводное занятие/ теоретический материал – 12,5 ч.
- характеристика и содержание программы «Чудесная мастерская»;
- правила безопасности на занятиях «Чудесная мастерская» и профилактика травматизма;
- основы личной гигиены занимающихся.
2. Учебно-практический материал – 46,5 ч.
- пальцеграфия;
- аппликация из бумаги, картона, крупы, природного материала;
- моделирование из фетра, фоамирана;
- пластилинография на картоне;
- лепка из глины;
- рисование красками, гуашью;
- изготовление игрушек в технике папье-маше;
- конструирование из бумаги, картона;
- изготовление фигур из гипса.
Итого: 59 ч.

№ п/п неделя

№ занятия

Октябрь 4 ч.
3 неделя

2

4 неделя

Название раздела, темы

Количество
часов
все теор прак
го
ия
тика

Формы
контроля

2

0,5

1,5

1

Вводное занятие.
Соленое тесто "Тихая охота за
грибами»
Пальцеграфия "Панда"

Наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

1

0,5

0,5

4 неделя

1

Аппликация из крупы "Матрешка"

1

0,5

0,5

Ноябрь 8 ч.
2, 3, 4 неделя

5

Глина "Дымковская игрушка"

5

1

4

4, 5 неделя

2

Гуашь "Царевна лебедь"

2

0,5

1,5

5 неделя

1

Модулирование из фетра "Мой
домашний друг"

1

1

3

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Декабрь 8 ч
1, 2 неделя

3

Ватная игрушка "Снеговик"

3

0,5

2,5

3 неделя

2

Гуашь "Новогодний шар" с
использованием новогоднего шара

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

3

"Дед Мороз" из носка

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Январь 7 ч
2,3 неделя

4

Конструирование из картона и
ткани "Мишка"

4

1

3

4 неделя

2

Декупаж "Матрешка" из салфеток
и картона

2

0,5

1,5

5 неделя

1

Гуашь "Морж"

1

0,5

0,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

Февраль 8 ч.
1неделя

2

"Подснежник" из Гофрированной
бумаги

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

2 неделя

2

Аппликация – открытка "23
февраля"

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

4

Глина "Зимняя рыбалка"

4

1

3

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Март 8 ч
1, 2 неделя

3

Панно из фоамирана "Три котика"

3

0,5

2,5

2, 3 неделя

2

Цветочная открытка (аппликация)
ко Дню 8 марта

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

3

Аппликация из картона и
пластилина "Жизнь муравьев"

3

0,5

2,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Апрель 8 ч
1 неделя

1

Гуашь "Веселые курицы"

1

0,5

0,5

1, 2 неделя

3

Папье-маше "К полету готовы!"

3

0,5

2,5

3, 4 неделя

4

Гипс "Пасхальное яйцо"

4

1

3

Наблюдение.
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу

Май 7 ч

2 неделя

2

Аппликация из салфеток
"Одуванчик"

2

0,5

1,5

Наблюдение.
Повторение по
образцу

3, 4 неделя

3

Глина "Майский жук"

3

0,5

2,5

5 неделя

2

Гуашь " Лягушка
путешественница

2

0,5

1,5

Беседа,
наблюдение
Повторение по
образцу
Наблюдение.
Повторение по
образцу

59

9,5

49,5

Итого

Возрастная группа
Младшая группа

всего
59

Средняя группа
Подготовительная группа

59
59

2.3.
2.4.
Год обучения

1 год
2 год
3 год

Количество
теория
9,5

часов

15
12,5

практика
49,5
47,5
46,5

Календарный учебный график
Дата
начала
обучения по
Программе
22.10.2024г.
22.10.2024г.
22.10.2024г.
ИТОГО:

Месяц года
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:
Итого за 3 года:
Сроки проведения
открытых занятий
Сроки проведения
мониторинга
Праздничные
дни

Дата
окончания
обучения по
Программе
31.05.2025г.
31.05.2025г.
31.05.2025г.

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

30
59
2 раза в неделю
30
59
2 раза в неделю
30
59
2 раза в неделю
90
177
Распределение занятий по месяцам
1-й год/кол-во часов
2-й год/ кол-во часов
3-й год/ кол-во часов
4
4
4
8
8
8
8
8
8
7
7
7
8
8
8
8
8
8
9
9
9
7
7
7
59
59
59
177 часов
3-я – 4-я
3-я – 4-я
2-3-я неделя декабря,
неделя мая
неделя мая
3-4-я неделя мая
22.10-31.10.2024 г.
15.05-26.05.2025 г.
4 ноября, с 29 декабря по 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая

Тематическое планирование в младшей группе (3-4 года)
Месяц

Название занятий
Гуашь "Фигуры"

Октябрь

Пальцеграфия "Три кота"

Аппликация из крупы
"Матрешка"

Цель и задачи
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные
способы рисования.
Задачи:
• научить отличать фигуры;
• научить детей отличать гуашевые краски от акварельных;
• формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
• правильное пользование кисточкой;
• закреплять навык смешивания красок;
• формирование художественно-творческой активности личности
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пальцеграфией
Задачи:
• разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей
способы выполнения работы;
• развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционной техники
рисования;
• развитие у детей эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
• развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
• развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
• совершенствование технических умений и навыков рисования, помочь реализовать себя;
• формирование эмоционально-эстетического восприятия, развития у ребёнка замечать
выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• познакомить детей со свойствами крупы, как с материалом для рисования и аппликации;
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе;
• расширить знания о символах России.

Кол-во
занятий
1

1

2

Картонные ячейки для яиц
"Зайчик"

Ноябрь

Гуашь "Дождик"

Моделирование из фетра
"Лапка"

Декабрь

Пластилинография на
картоне "Лиса"

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• познакомить детей со свойствами крупы, как с материалом для рисования и аппликации;
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Цель: познакомить детей с гуашевыми красками.
Задачи:
• научить смешивать цвета;
• учить правильно использовать кисточку;
• формирование художественно-творческой активности личности;
• формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• познакомить детей со свойствами материала фетр;
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми;
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним животным.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Задачи:
• закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание,
размазывание используемого материала на основе;
• развитие мелкой моторики рук;
• учить пользоваться стекой;
• учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями;
• учить приёму сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского
изображения исходной формы;
• упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями
обеих рук;
• развивать эстетическое и образное восприятие окружающей природы.

3

2

3

3

Январь

Гуашь "Новогодний салют" Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные
способы рисования.
Задачи:
• закреплять навыки работы с акварелью;
• использовать знакомые приемы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.
Аппликация "Зимнее окно" Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Аппликация из пивного
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом
картона "Смешарик"
Задачи:
• познакомить детей с новым материалом, с его характеристиками и свойствами;
• продолжать развивать тему "Транспорт" в данном случаи "Синий трактор";
• научить изготавливать модель "синего трактора";
• развивать навыки по обработке картона: разметки по шаблону, резание, склеивание;
• развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе.
Глина "Дед мороз"
Цель: формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки.
Задачи:
• закреплять умения детей лепить из глины;
• расширять представления детей о свойствах природных материалов;
• знакомить с компонентами неживой природы, как глина, их свойствами;
• закрепить умения и навыки детей в работе с глиной – раскатывание, сплющивание,
размазывание используемого материала на основе;
• развитие мелкой моторики рук.
Гуашь "Праздник"
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные
способы рисования.
Задачи:
• учить рисовать предметы округлой формы, закрашивать форму по кругу, рисовать прямые
линии;
• учить детей правильно пользоваться кисточкой и краской;
• воспитывать самостоятельность;
• развивать мелкую моторику рук;
• вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение.

2

3

2

3

2

Февраль

Аппликация "Подснежник"

Аппликация – открытка
"23 февраля"

Аппликация " Пингвины"

Март

Панно из фоамирана "Три
котика"

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• развитие навыков и умений при выполнении комбинированной аппликации;
• развитие пространственного мышления и творческих способностей;
• развитие усидчивости и внимательности;
• по средствам изобразительного и декоративного искусства развивать эстетическое
восприятие;
• воспитание у детей художественного вкуса;
• развитие мелкой моторики рук.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе;
• приобщить детей к Российским государственным праздникам.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• развитие навыков и умений при выполнении комбинированной аппликации;
• развитие пространственного мышления и творческих способностей;
• развитие усидчивости и внимательности;
• по средствам изобразительного и декоративного искусства развивать эстетическое
восприятие;
• воспитание у детей художественного вкуса;
• развитие мелкой моторики рук.
Цель: познакомить с новым материалом как фоамиран, его свойствам и характеристикам, изготовить
декоративное панно в технике "объемная аппликация".
Задачи:
• обучение новому способу работы с фоамираном;
• развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности, и способности
решать творческие задачи;
• развитие мелкой моторики рук.

3

3

2

3

Цветочная открытка
(аппликация) ко Дню 8
марта

Аппликация из картона и
пластилина "Жизнь
муравьев" (коллективная
работа)

Апрель

Гуашь "Солнечное тепло"

Папье-маше
"К полету готовы!"

Гипс "Пасхальное яйцо"

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе;
• приобщать детей к Российским государственным праздникам.
Цель: закреплять умения лепить из пластилина картины совместно.
Задачи:
• продолжать обучать приемам лепки;
• развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира;
• развивать мелкую моторику
• развивать творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
Цель: учить детей младшего дошкольного возраста рисовать гуашью
Задачи:
• учить рисовать предметы округлой формы, закрашивать форму по кругу, рисовать прямые
линии;
• учить детей правильно пользоваться кисточкой и краской;
• развивать мелкую моторику рук;
• вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение;
• формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные
способы рисования.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• учить работать с папье-маше;
• развивать мелкую моторику рук, скульптурные навыки, воображение;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и
товарищества.
Цель: познакомить воспитанников с гипсом, его свойствами и технологией изготовления изделий из
него.
Задачи:
• научить нетрадиционной технике использования гипса;
• развить творческие и художественные способности детей;
• формировать общее представление о православном празднике «Пасха»;
• вовлечь воспитанников в активную творческую деятельность по созданию и росписи изделий
из гипса.

2

3

1

4

3

Аппликация из салфеток
"Одуванчик"

Май

Аппликация из картона и
пряжи "Овечка"

Конструирование из
картона
"Лошадка"

Всего

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание; развивать мелкую моторику детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.
Цель: продолжать учить правильно размещать детали на листе бумаги.
Задачи:
• продолжать знакомить детей с предметами круглой формы;
• продолжать учить приемам наклеивания;
• продолжать развивать мелкую моторику рук детей.
• формировать эмоционально-эстетическое восприятие,
• развивать у детей эстетическое восприятие;
• воспитывать художественный вкус.
Цель: учить изготавливать игрушку "Лошадка" с применением ниток «мулине».
Задачи:
• учить конструировать из картона фигуру лошади, дополнять образ деталями;
• учить клеить детали из ниток;
• развивать творческую способности, фантазию, мелкую моторику рук; воспитывать
усидчивость, аккуратность, бережное отношение к животным

2

3

2

59

Тематическое планирование в средней группе (4-5 года)
Название занятий

Цель: познакомить детей с новой техникой – тестопластика.
Задачи:
• создание условий для формирования у детей знаний о том, что такое тестопластика,
какое оно – соленое тесто и его свойства;
• стимулировать развитие творческого мышления и воображения;
• продолжать развивать мелкую моторику рук;
• продолжать развивать внимание, сосредоточенность, обогащать словарь.

Аппликация из картона и пряжи
"Осенние ежики"

Цель: умения вырезать разнообразные формы, располагать их на листе бумаги в определенном
порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Задачи:
• учить составлять изображение предмета из отдельных частей;
• учить располагать предметы в сюжетной аппликации;
• формировать эмоционально-эстетического восприятия, развития у ребёнка замечать
выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и
чувства;
• разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для
детей способы выполнения работы.
Цель: развивать интерес к образному восприятию красоты природы и ее передачи в рисунке,
умение целенаправленно рассматривать, видеть цвет и форму в природе.
Задачи:
• учить детей правильно пользоваться кисточкой и краской;
• формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования;
• воспитывать самостоятельность;
• развивать мелкую моторику рук;
• вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения нетрадиционным способом
украшения.
Задачи:
• учить детей работать с природными материалами;
• продолжать знакомить детей с гуашью;
• формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
• закреплять умение правильное пользование кисточкой;
• закреплять навык смешивания красок;
• формировать художественно-творческой активности личности

Гуашь + природные листья =
"Лесной пейзаж"

Коллективная работа "Гирлянда
мухоморов" из корок апельсинов

Ноябрь

Цель и задачи

Соленое тесто "Божья коровка"

Октябрь

Месяц

Кол-во
занятий
2

1

1

2

Гуашь "Хитрая лиса!"

Аппликация "Осень, осень,
листопад"

Ниткография "Новогодний шар"

Декабрь

Гуашь "Новогодняя ель"

Пластилинография
"Совушка в шапочке"

Цель: продолжать учить передавать художественный образ гуашью.
Задачи:
• научить детей отличать гуашевые краски от акварельных;
• продолжать закреплять навык смешивания красок;
• формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
• закреплять навык правильно пользоваться кисточкой;
• формировать художественно-творческую активность личности.
Цель: закреплять навык вырезывания фигур разной геометрической формы.
Задачи:
• познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом; развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память,
непроизвольное внимание,
• мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.
Цель: познакомить с новым видом творчества в технике "Ниткография".
Задачи:
• учить работать детей с разными материалами; способствовать развитию художественнотворческих способностей посредством изобразительной деятельности с применением
нетрадиционных техник рисования;
• формировать интерес детей к занятию творчеством;
• воспитывать трудолюбием, аккуратность, терпение.
Цель: продолжать учить использовать знакомые приемы рисования
Задачи:
• закреплять навыки работы с акварелью;
• формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Задачи:
• закреплять умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание,
сплющивание, размазывание используемого материала на основе;
• продолжать учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями;
• упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями
обеих рук;
• учить пользоваться стекой;
• развивать эстетическое и образное восприятие окружающей природы;
• развитие мелкой моторики рук.

2

4

4

1

3

Январь

Конструирование из картона и
ткани "Мишка"

Декупаж "Матрешка" из
салфеток и картона

Гуашь "Морж"

Февраль

Аппликация – открытка "23
февраля"
День мальчишек

Аппликация из картона и ваты
"Огнетушитель"

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения конструирования нетрадиционным
способом и из разных материалов.
Задачи:
• познакомить детей с новым материалом, с его характеристиками и свойствами;
• продолжать развивать тему "Лесные животные" в данном случаи "Медведь";
• развивать навыки по обработке картона: разметки по шаблону, резание, склеивание;
• развивать мелкую моторику;
• воспитывать аккуратность в работе.
• Цели: раскрыть перед ребятами красоту техники декупаж, добиться эффекта
нарисованной картины на декорируемом предмете.
• Задачи:
• познакомить с техникой оформления декупаж;
• формировать умения и навыки работы в технике декупаж, работы с салфетками и клеем;
• воспитывать у детей творческое отношение к заданию, эмоциональную отзывчивость.
• расширить знания о символах России.
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• закреплять навыки работы с акварелью;
• использовать знакомые приемы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.
• приобщить детей к Российским государственным праздникам.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• повторить с детьми тему противопожарной безопасности;
• научить комбинировать разные материалы в одной поделке;
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.

4

2

1

2

2

Глина "Зимняя рыбалка"

Соленое тесто "Самовар для
Масленицы"

Март

Цветочная открытка
(аппликация) ко Дню 8 марта
«День девчонок»

Мастер класс по изготовлению
масок "Сказка репка"

Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов.
Задачи:
• закреплять умения детей лепить из глины;
• формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки;
• продолжать знакомить с компонентами неживой природы, как глина, их свойствами;
• закрепить умения и навыки детей в работе с глиной – раскатывание, сплющивание,
размазывание используемого материала на основе;
• развитие мелкой моторики рук.
Цель работы с солёным тестом «Самовар для Масленицы» в средней группе — ознакомление с
русским народным праздником Масленицей.
Задачи:
• закрепить умение работать с солёным тестом
• закреплять умение размазывание используемого материала на основе;
• воспитать у детей любовь и уважение к традициям и обычаям русского народа;
• развивать мелкой моторики рук.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку,
наклеивать её на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для
приклеивания).
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе;
• приобщать детей к Российским государственным праздникам.
Цели: формировать художественное мышление и нравственные черты.
Задачи:
• познакомить с историей театра;
• учить создавать маски, предавать им характер, выразительность;
• развивать воображение, творчество, познавательные способности детей;
• воспитывать художественный вкус, аккуратность и интерес к изобразительному
искусству.

4

3

3

2

Гуашь "Веселые курицы"

Апрель

Гипс "Пасхальное яйцо"

Папье-маше "К полету готовы!"

Май

Аппликация из салфеток
"Одуванчик"

Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• закреплять навыки работы с акварелью;
• использовать знакомые приемы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.
Цель: познакомить воспитанников с гипсом, его свойствами и технологией изготовления
изделий из него;
Задачи:
• вовлечь воспитанников в активную творческую деятельность по созданию и росписи
изделий из гипса;
• показать воспитанникам прием использования изготовленного изделия из гипса в
игровой деятельности.
• формировать общее представление о православном празднике «Пасха»;
• развить творческие и художественные способности детей.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• учить работать с папье-маше;
• развивать мелкую моторику рук, скульптурные навыки, воображение;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи
и товарищества.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.

2

3

4

2

Пластилинография
"Фруктовое мороженное"

Гуашь " Лягушка
путешественница

Всего:

Цель: продолжать работать с детьми с нетрадиционной техникой изображения –
пластилинографией.
Задачи:
• закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание,
размазывание используемого материала на основе;
• учить пользоваться стекой;
• продолжать учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями;
• продолжать закреплять приём сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для
получения плоского изображения исходной формы;
• упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями
обеих рук;
• развитие мелкой моторики рук.
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• закреплять навыки работы с акварелью;
• использовать знакомые приемы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.

4

1

59

Тематическое планирование в подготовительной группе (6-7 лет)
Месяц

Название занятий
Соленое тесто "Тихая охота за
грибами"

Октябрь

Пальцеграфия "Панда"

Аппликация из крупы
"Матрешка"

Ноябрь

Глина "Дымковская игрушка"

Цель и задачи
Цель: познакомить детей с новой техникой – тестопластика.
Задачи:
• создание условий для формирования у детей знаний о том, что такое тестопластика,
какое оно – соленое тесто и его свойства;
• стимулировать развитие творческого мышления и воображения;
• продолжать развивать мелкую моторику рук;
• развивать внимание, сосредоточенность, обогащать словарь.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия».
Задачи:
• расширить представления детей о способах изображения объектов;
• формировать заинтересованность в коллективной работе;
• практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки
дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
• активизировать творческие способности малышей, фантазию;
• создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа ребят выглядит
игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной палочки они рисуют одуванчики,
а изображая пальчиками капли дождя, приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
• воспитывать уверенность в своих силах.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи;
• познакомить детей со свойствами крупы, как с материалом для рисования и аппликации.
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей.
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.
• расширить знания о символах России.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
• учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки;
• расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
• закреплять умение выполнять работу по образцу;
• развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
• воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному труду.

Кол-во
занятий
4

2

2

5

Гуашь "Царевна лебедь"

Моделирование из фетра "Мой
домашний друг"

Декабрь

Игрушка из ваты "Снеговик"

Гуашь "Новогодний шар" с
использованием новогоднего
шара

"Дед Мороз" из носка

Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• продолжать обучать детей отличать гуашевые краски от акварельных;
• формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
• правильное пользование кисточкой;
• закреплять навык смешивания красок;
• формирование художественно-творческой активности личности
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• познакомить детей со свойствами материала фетр;
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать бережное и заботливое отношение в домашним животным.
Цель: научить изготавливать авторскую елочную игрушку
Задачи:
• познакомить с советской (но не обязательно) ватной елочной игрушкой, ее историей и
этапами развития;
• развивать умение анализировать предметы искусства;
• познакомить с процессом изготовления
Цель: закреплять навыки работы с акварелью
Задачи:
• использовать знакомые приемы рисования;
• формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.
Цель: создание новогодних игрушек.
Задачи:
• учить детей с помощью обычного носка и крупы создавать новогодние игрушки;
• синхронизировать работу обеих рук;
• развитие творческих способностей, речи детей,
• развитие мелкой моторики.

2

1

3

1

3

Аппликация из пивного картона
"Синий трактор"

Январь

Глина "Домик из сказки"

Гуашь "Морж"

Февраль

"Подснежник" из Гофрированной
бумаги

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом
Задачи:
• познакомить детей с новым материалом, с его характеристиками и свойствами;
• продолжать развивать тему "Транспорт" в данном случаи "Синий трактор";
• научить изготавливать модель "синего трактора";
• развивать навыки по обработке картона: разметки по шаблону, резание, склеивание;
развивать мелкую моторику;
• прививать аккуратность в работе
Цель: формировать знания, умения и навыки работы с глиной;
Задачи:
• научить работать по образцу и плану, предложенному воспитателем, самостоятельно
анализировать полученный результат;
• научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и
прищипыванием;
• использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный,
комбинированный;
• развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
• воспитывать наблюдательность и усидчивость.
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• учить детей изображать предметы округлой и прямоугольной форм, передавать их
строение, основные части и детали; 4
• учить использовать цвет как художественное выразительное средство;
• развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
• продолжать обучение приёмам рисования;
• продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе;
• совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью;
• воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Цель: учить изготавливать цветок из гофрированной бумаги.
Задачи:
• познакомить с новым материалом для поделок гофрированная бумага;
• развивать умение поэтапного выполнения работы, развивать умение планировать, видеть
свой результат развивать творческое отношение к заданию;
• способствовать привитию любви к декоративно-прикладному творчеству.
• развивать образное мышление, внимание, память, воображение;
• воспитывать аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.

3

3

2

2

Аппликация.
Открытка "23 февраля"

Глина
"Зимняя рыбалка"

Март

Панно из фоамирана
"Три котика"

Цветочная открытка
(аппликация) ко Дню 8 марта

Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• формировать у детей представление о празднике «День защитника Отечества»;
• познакомить воспитанников с технологией изготовления поздравительной открытки
(объёмная композиция);
• закреплять приёмы вырезания и наклеивания;
• развивать воображение, мышление, наблюдательность, любознательность, мелкую
моторику рук, внимание, творческие способности;
• способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, точности при
выполнении практической работы;
• воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины и заботливое отношение к
родственникам.
Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов;
Задачи:
• продолжать знакомить с компонентами неживой природы, как глина, их свойствами;
• закреплять умения детей лепить из глины;
• закрепить умения и навыки детей в работе с глиной – раскатывание, сплющивание,
размазывание используемого материала на основе; развитие мелкой моторики рук.
• формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки;
• развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.
Цель: познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства – работы с
фоамираном.
Задачи:
• познакомить с техникой и технологией изготовления украшений из фоамирана;
• закрепить навыки и умения работы с ножницами;
• развивать мелкую моторику рук, глазомер;
• развивать художественный и эстетический вкус;
• развивать творческие способности, фантазию, воображение;
• воспитывать у детей мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность,
точность.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное
внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей;
• совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между
детьми, воспитывать умение работать в коллективе.
• приобщать детей к Российским государственным праздникам.

2

4

3

2

Аппликация из картона и
пластилина "Жизнь муравьев"

Гуашь
"Веселые курицы"

Апрель

Папье-маше
"К полету готовы!"

Гипс
"Пасхальное яйцо"

Цель: развитие творческих способностей детей, закрепление умений лепить из пластилина
картины.
Задачи:
• продолжать обучать приемам лепки;
• развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира;
• развивать мелкую моторику.
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• продолжать учить рисовать предметы округлой формы, закрашивать форму по кругу,
рисовать прямые линии;
• продолжат учить детей правильно пользоваться кисточкой и краской;
• воспитывать самостоятельность;
• развивать мелкую моторику рук;
• вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение.
Цель: познакомить детей с одним из вариантов выполнения аппликации нетрадиционным
способом.
Задачи:
• продолжать учить работать в нетрадиционной технике папье-маше;
• развивать мелкую моторику рук, скульптурные навыки, воображение;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи
и товарищества.
Цель: развить творческие и художественные способности детей.
Задачи:
• познакомить воспитанников с гипсом, его свойствами и технологией изготовления
изделий из него;
• вовлечь воспитанников в активную творческую деятельность по созданию и росписи
изделий из гипса;
• показать воспитанникам прием использования изготовленного изделия из гипса в
игровой деятельности;
• формировать общее представление о православном празднике «Пасха».

3

2

3

4

Май

Аппликация из салфеток
"Одуванчик"

Глина "Майский жук"

Гуашь " Лягушка
путешественница

Цель: Цель: закреплять умение составлять аппликацию из цветной бумаги и салфеток
«Одуванчик».
Задачи:
закрепить знания детей о растении одуванчик, о строении, назначении растения.
• продолжать учить вырезать из бумаги предметы симметричной формы, сложенной
вдвое;
• продолжат учить наклеивать детали аппликации в соответствии с замыслом.
• продолжать учить располагать изображение на листе, искать лучший вариант;
• развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, зрительный контроль за
действиями рук;
• развивать внимание, память, эстетический вкус;
• воспитывать аккуратность, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Цель: развить творческие и художественные способности детей.
Задачи:
• повторить с детьми тему "Насекомые",
• продолжать знакомить детей со свойствами глины, назначение глины в жизни человека;
развивать мелкую моторику рук.
Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты личности через
различные способы рисования.
Задачи:
• закреплять навыки работы с акварелью;
• использовать знакомые приемы рисования;
• развивать моторику рук и творческое мышление, фантазию.

Всего

Методическое обеспечение:
1. Глина.
2. Гуашевые, акварельные краски.
3. Простые карандаши.
4. Пластилин.
5. Пивной картон.
6. Фоамиран.
7. Гофрированная бумага.
8. Фетр.
9. Цветная и белая бумага, ткани, нитки, ленты, природные материалы, крупы.
10. Носки.

2

3

2

59

1.
2.

3.

4.
5.

6.
7.
8.

9.

3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 (ред. от 05.09.2019) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29
августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам";
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 "Об образовании в г.Санкт- Петербурге";
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства
Российской Федерации от 04.09.4014 г. № 1726-р);
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 г. № 617-р «Об
утверждении
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"

4. Перечень литературных источников
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль:
“Академия Холдинг”, 2002. 200с.
4. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
6. Давыдова Г.Н. « Бумагопластика» (М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.)
7. Ханна Линд « Бумажная мозаика» (М.: Айрис-Пресс, 2007г.)
8. Данилина Т.А. « В мире детских эмоций» 2010г.
9. Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги» (М.:ООО «Издательство Оникс », 2011 г.)
10. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративноприкладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста» (М.: ООО
«Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)
11. Рябко Н.В. « Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика»
(Москва. Педагогическое общество России. 2009г)
12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 2015.11. Комарова
Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, В.И. Савенков. – М.: Российское
педагогическое агентство, 2014.

13. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. – М.: Альма
матер, 2014.
14. Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2014.
15. Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного образования. – М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
16. Халезова Н.Б. Лепка: Книга для педагога дополнительного образования.- М.: Просвещение,
2014.
17. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для педагога
дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2014.
18. Семенонова Е.М. Методические рекомендации по проведению занятий по лепке. – Оренбург,
2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».