АННОТАЦИЯ
К Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для учащихся с
тяжелыми нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 125 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
(далее
–
Программа)
образовательными
составлена
стандартами
в
соответствии
дошкольного
с
Федеральными
образования,
Федеральной
государственными
адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, особенностями образовательного учреждения, региона, а также
образовательных потребностей обучающихся и запросов родителей (законных представителей).
Программа
направлена
на
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся дошкольного возраста с ТНР, обеспечивающая достижение планируемых
результатов, создание условий развития ребёнка с 3 до 7(8) лет, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими
возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка); на
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
В структуру Программы включается рабочая программа воспитания и календарный план
воспитательной работы. Рабочая программа воспитания раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Структура реализуемой Программы, в том числе рабочей программы воспитания, которая
является частью учебно-методической документации Программы, соответствует требованиям
ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в
каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений, и дополнительный раздел Программы – текст её краткой
презентации.
Объём
обязательной
части
Программы
соответствует
содержанию
Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (далее по тексту – ФОП ДО) и составляет
не менее 60% от общего объёма Программы; объём части, формируемой участниками
образовательных отношений – не более 40%.
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка с ТНР в период дошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Программа направлена на создание развивающей образовательной среды для детей с ТНР
дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка, его
всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей,
индивидуализации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих
дошкольному возрасту видах деятельности и учетом особых образовательных потребностей детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования. Развивающая
образовательная среда спроектирована с учетом проектной технологии и выражена в создании
центров активности, а также условий для осознанного и ответственного выбора ребенком видов
деятельности и удовлетворения своих интересов и инициатив.
В Программе отражены содержание обучения и воспитания, особенности организации
образовательной деятельности и образовательного процесса, учитывающие возраст детей и их
образовательные маршруты, направленность групп, а также участие родителей (законных
представителей) в реализации Программы.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Подходы и принципы, заложенные в Программе, позволяют:
1. Развивать у детей способность к сотрудничеству с разными взрослыми и сверстниками.
2. Усиливать у детей самоконтроль, чтобы они могли сами справляться с трудностями,
осознанно регулировать поведение.
3. Развивать у детей уверенность и независимость, навыки общения, умение объяснить и
отстоять свою точку зрения, свое мнение.
4. Чувствовать детям себя комфортно и безопасно, оставаться детьми, самоутверждаться и
иметь повышенную самооценку.
5. Развивать критическое мышление, усиливать любознательность детей, их стремление
исследовать новое, побуждать детей задавать вопросы.
6. Учитывать разные интересы детей, принимать решения по поводу своего обучения.
7. Предполагать знания, обязательные для каждого ребенка.
8. Сохранять спонтанную игру, как важный учебный опыт.
9. Включать родителей в образовательный процесс.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее
полноценное развитие личности детей с ТНР. Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Отражены
особенности
взаимодействия
педагогического
коллектива
с
семьями
обучающихся с ТНР. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с
семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи. Построение взаимодействия с родителями
(законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей);
3)взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является компонентом
Программы и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать
воспитательный потенциал совместной деятельности.
Вариативная часть включает в себя образовательный модуль «Маленький гражданин».
Образовательный
модуль
формируемой
части
Программы
-
«Маленький
горожанин»,
разработанный экспертной группой педагогов ГБДОУ детский сад № 8, 17, 27 Центрального
района СПб: Михайлова Т.Н., Неустроева Т.В., Яблочкина А.А.
Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого
интегрируются все виды детской деятельности. Интеграция в педагогическом процессе
дошкольного учреждения сегодня рассматривается как фактор создания эмоционального
благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых
творческих проявлений и становления индивидуального стиля деятельности.
Именно со знания своего города начинается формирование любви к нему. Память о
прошлом, о прославивших город людях, о вековых культурных традициях поможет восстановить
связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота.
Модуль включается в качестве компонента образовательной программы для обучающихся
старшего дошкольного возраста 5-7 (8) лет.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.