Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 125
комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического Совета
Протокол от 30.08.2024 г. № 6
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ № 125
__________________Е.А. Лебедева
Приказ от 30.08.2024 № 29-ОД
с учётом мнения Совета родителей
ГБДОУ детский сад № 125
Центрального района Санкт-Петербурга
протокол от 30.08.2024 г. № 1
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
при осуществлении
образовательной деятельности по реализации
Образовательной программы дошкольного образования
и
Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 125 комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
на 2024/2025учебный год
Санкт-Петербург
2024г.
1. Общие положения.
1.1.
Настоящий режим занятий обучающихся при осуществлении образовательной
деятельности по реализации Образовательной программы дошкольного образования и
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 125 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
(далее по тексту – Режим) Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 125 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
(далее по тексту – образовательное учреждение) является локальным нормативным актом
образовательного учреждения по основным вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности.
1.2.
Режим разработан в соответствии с:
− Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
− распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации 06.08.2020 № Р-75 (ред.
от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020г. N28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г., регистрационный N 61573);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторовсреды обитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021г., регистрационный N 62297);
− нормативно-правовыми актами регионального законодательства;
− Уставом учреждения;
− локальными актами образовательного учреждения.
1.3.
Режим – локальный акт, регламентирующий требования к организации
образовательного процесса: последовательность временного распределения основных
организационных периодов образовательной деятельности в течение установленной
продолжительности учебного года, организацию и основные условия занятий, режима питания и
гигиены в течение режима работы образовательного учреждения, гигиенические и санитарноэпидемиологические требования, соответствующие показателям организации образовательного
процесса.
1.4.
Основные понятия, используемые в Режиме:
учебный год – период реализации Образовательной программы дошкольного образования и
Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетикофонематическим недоразвитием речи) (далее по тексту– ОВЗ);
занятия – форма организации образовательного процесса, ограниченная временными
рамками;
режим дня – установленная последовательность временного распределения основных
организационных периодов в соответствии с показателями организации образовательного
процесса1 в режиме работы и графике работы образовательного учреждения;
1 раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
расписание занятий – временное распределение занятий в течение дня и недели; по
реализации содержания пяти образовательных областей, коррекционно-развивающей работы,
рабочей программы воспитания.
1.5.
Режим относится к перечню локальных нормативных актов, с которыми
руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо в обязательном порядке
знакомит родителей (законных представителей) обучающегося перед приёмом заявления о приёме
обучающегося в образовательное учреждение.
Родитель (законный представитель) обучающегося обязан после ознакомления с Режимом
зафиксировать факт ознакомления в заявлении о приёме в образовательное учреждение.
1.6.
Режим принимается на заседании Педагогического Совета образовательного
учреждения с учётом мнения Совета родителей и утверждается приказом заведующего
образовательным учреждением ежегодно перед началом учебного года и размещается на
информационных стендах образовательного учреждения и официальном сайте образовательного
учреждения в сети Интернет, а так же в каждом инфраструктурном объекте образовательного
учреждения.
2.
Показатели организации образовательного процесса
2.1.
В Режиме для разработки учебно-методической документации, регламентирующей
образовательную деятельность образовательного учреждения, работающего в полном режиме дня
(12-тичасового пребывания), используются основные показатели организации образовательного
процесса, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Показатель
Возраст
Норматив
1-3года
12,0 ч
4-7лет
11,0 ч
1-3года
3,0 ч
4-7лет
2,5 ч
для детей до 7 лет
3ч/день
Суммарный объем двигательной активности, не
менее
Утренний подъем, не ранее
все возраста
1,0ч/день
все возраста
7ч 00 мин
Утренняя зарядка, продолжительность, не менее
до 7 лет
10 мин
Продолжительность ночного сна, не менее
Продолжительность дневного сна, не менее
Продолжительность прогулок, не менее
2.2.
Режим предусматривает соблюдение обязательных требований по основным
показателям регламентации образовательного процесса в организационной форме – занятия,
представленных в таблице 2.
Таблица 2
Показатель
Возраст
Норматив
Начало занятий, не ранее
Окончание занятий, не
позднее
все возрастные группы
все возрастные группы
при реализации дополнительных
образовательных программ,
деятельности кружков (студий),
спортивныхсекций
8:00
17:00
19:00
Перерыв между последним занятием и началом дополнительных
занятий по реализации дополнительных образовательных
программ не менее
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
Продолжительность занятия
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Продолжительность дневной
Возраст
суммарной образовательной
нагрузки
от 3 до 4 лет
от 4 до5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Продолжительность
перерывов между занятиями,
не менее
Моторная плотность занятий
физической культуры, %, не
менее
20 мин
15 мин
20мин
25мин
30мин
Суммарное
Кол-во
время
занятий
30 мин
2
40 мин
2
50мин/75мин
2/3
при организации 1 занятия
после дневного сна
90 мин
3
все возрастные группы
10мин
все возрастные группы
70
2.3.
В Режиме образовательное учреждение вводит дополнительные показатели
организации образовательного процесса, обязательные к применению при разработке учебнометодической документации по реализации Образовательной программы дошкольного
образования и Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи):
− нормативный показатель суммарной продолжительности периодов непрерывного
бодрствования детей в режиме работы образовательного учреждения, представленный в таблице
3.
Таблица 3
Возраст
4-7лет*
Норматив
9,5 ч
*при организации режима для обучающихся с ТНР в периоды непрерывного бодрствования
учитываются их индивидуальные характеристики и особые образовательные потребности в
соответствии с медицинскими рекомендациями и рекомендациями психолого-медикопедагогических комиссий (далее по тексту ПМПК) и психолого-педагогического консилиума
образовательного учреждения (далее по тексту - ППк); для обучающихся со статусом ребёнокинвалид учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и абилитации
(далее по тексту–ИПРА).
− обязательность проведения прогулок в течение каждого периода бодрствования,
суммарная дневная продолжительность которых должна составлять 3 часа в день
(продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращается при температуре воздуха ниже
минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с);
− норматив дневной суммарной продолжительности самостоятельной деятельности
обучающихся и совместной деятельности обучающихся с педагогами, для организации
питания, личной гигиены, подготовки к образовательной деятельности, реализации
образовательной деятельности в иных организационных формах (исключая занятия) и игры,
представленный в таблице 4.
Таблица 4
Возраст
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Норматив в минутах /часах
360 минут
6ч
350 минут
5,8 ч
340/315 минут
5,6 ч /5,25 ч
300 минут
5ч
− периоды бодрствования и сна – последовательность временного распределения
образовательного процесса в режиме полного дня работы образовательного учреждения (12-ти
часового), представленные в таблице 5.
Таблица 5
Периоды режима
Временные интервалы
I период
от 3 до 7 лет
7.30-12.45
бодрствования
Сон
12.45-15.15
от 3 до 7 лет
II период
от 3 до 7 лет
15.15 – 19.30
бодрствования
Общая продолжительность режима работы
образовательного учреждения
Количество часов
5,25 ч
2,5 ч
4,25 ч
12 часов
2.4.
Показатели организации образовательного процесса (основные и дополнительные),
перечисленные в пп. 2.1-2.3. настоящего Режима, обязательны к использованию при разработке
следующих документов учебно-методического обеспечения реализации образовательной
программы дошкольного образования и адаптированной программы дошкольного образования
детей с ОВЗ:
− режимы дня;
− расписание занятий;
− учебный план;
− календарный учебный график;
− рабочие программы педагогов;
− рабочая программа воспитания.
3. Сроки и периоды реализации образовательного процесса.
3.1.
Режим устанавливает сроки годичного цикла реализации Образовательной
программы дошкольного образования и Образовательной программы дошкольного образования,
адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми
нарушениями речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) – учебный год.
3.2.
Режим определяет сроки начала и окончания учебного года. Датой начала учебного
года является 1 сентября. Если 1 сентября приходится на выходной день, учебный год начинается
в первый рабочий день, следующий за ним.
Учебный год заканчивается в соответствии с учебными планами Образовательной
программы дошкольного образования и Образовательной программы дошкольного образования,
адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми
нарушениями речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Режим фиксирует деление учебного года на периоды – триместры, количество триместров –
4. Четвёртый триместр корректируется1 в соответствии с летним сезоном и проходит в режиме
1
п.183. «Режим дня может корректироваться в зависимости от типа организации и вида реализуемых образовательных
программ, сезона года» раздела VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
летне-оздоровительной работы с минимальной образовательной нагрузкой и организацией
максимального пребывания детей на свежем воздухе.
3.3.
Даты начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года
продолжительность триместров, а также чередование рабочих и праздничных дней,
регламентируемых Постановлениями Правительства Российской Федерации, сроки периодов
4. Организация образовательного процесса в режиме дня и недели
4.1.
Режим обеспечивает ежедневное соблюдение образовательным учреждением
требований косновным и дополнительным показателям образовательного процесса в режиме
работы полного дня (12-ти часового пребывания), в соответствии с графиком работы,
закреплённым Уставом образовательного учреждения.
4.2.
Режим обеспечивает реализацию образовательного процесса по пятидневной
учебной неделе (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).
4.3.
Режим организации образовательного процесса в течение дня и в течение недели
устанавливается документами учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
режимами дня групп (приложение 1 к Режиму) и расписанием занятий групп (приложение 2 к
режиму), которые являются неотъемлемой частью настоящего Режима.
Режимы дня и расписание занятий являются документами организационного раздела
Образовательной программы дошкольного образования и Образовательной программы
дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи),
рабочих программ педагогов, рабочей программы воспитания.
Корректировка режимов дня и расписаний занятий осуществляется ежегодно на начало
учебногогода. Режим дня и расписание занятий публикуются на сайте образовательного
учреждения в сети Интернет, в разделе ОБРАЗОВАНИЕ, подраздел «о методических и иных
документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного
процесса в виде электронного документа».
4.4.
При формировании режимов дня учитываются инфраструктурные особенности
образовательного учреждения, связанные с архитектурой зданий, границами земельных участков,
расположенных в историческом районе Санкт-Петербурга, определяющими количество и площадь
прогулочных площадок.
Особенности условий организации питания и количество прогулочных площадок
определяют разные временные интервалы проведения режимных моментов, приёма пищи и
прогулок, что отражается в режимах дня.
Содержание самостоятельной деятельности обучающихся, совместной деятельности
обучающихся с педагогами в ходе реализации образовательного процесса вписывается в
соответствующую строку графического изображения режима дня.
Для обучающихся с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей могут вноситься изменения в режим дня. Эти изменения
фиксируются в индивидуальном плане психолого-педагогического сопровождения на основании
рекомендаций психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения.
Щадящий режим дня при организации образовательного процесса обеспечивается
увеличением количества времени на свободную игровую деятельность и уменьшением количества
занятий и носит индивидуальный характер по показаниям здоровья обучающихся.
При ухудшении погодных условий в сезонные периоды года, изменяется место проведения
прогулок, для их организации задействуются полифункциональные кабинеты образовательного
учреждения, музыкальные залы.
4.4.1. В образовательном учреждении используются следующие режимы дня организации
образовательного процесса:
− режимы дня организации образовательного процесса групп общеразвивающей
направленности;
− режимы дня организации образовательного процесса групп компенсирующей
направленности;
− режим дня организации образовательного процесса в летне-оздоровительный период;
режим двигательной активности обучающихся.
4.5.
При составлении и расписания занятий учитывается направленность групп,
направленность
реализуемых
образовательных
программ дошкольного
образования,
организационные формы занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной
работоспособности обучающихся и степенью трудности занятий по пяти образовательным
областям.
4.5.1. Расписание занятий групп общеразвивающей направленности учитывает принцип
одновозрастного комплектования, основные требования к нормативам возрастной нагрузки,
соответствует учебному плану образовательной деятельности по реализации содержания пяти
образовательных областей (направления развития) основной части образовательной программы
дошкольного образования.
При составлении расписания занятий учитывается направленность групп, направленность
реализуемых образовательных программ дошкольного образования, организационные формы
занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Расписание занятий групп общеразвивающей направленности включает групповую форму
работы по реализации художественно-эстетического направления развития основной части
образовательной программы дошкольного образования, рабочей программы воспитания – досуг:
музыкальный досуг и спортивный досуг. Каждый из перечисленных досугов проводится 1 раз в
две недели.
При разработке расписания занятий групп компенсирующей направленности
преимущественно используются подгрупповые и индивидуальные формы занятий, музыкальные и
физкультурные занятия проходят в групповой форме. Расписание занятий групп компенсирующей
направленности учитывает учебные планы адаптированной образовательной программы
дошкольного образования детей с ОВЗ:
−
учебный план занятий по реализации основной части образовательной программы
попяти образовательным областям (направлениям развития), регламентированных по времени и
частоте
−
учебный план коррекционно-развивающей работы по коррекции нарушений
речевого развития обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи;
Расписание занятий групп компенсирующей направленности включает групповую форму
работы по реализации художественно-эстетического направления развития основной части
адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ, рабочей
программы воспитания – досуг: музыкальный досуг, спортивный досуг. Каждый из
перечисленных досугов проводится 1 раз в две недели.
4.5.2. Для
соблюдения
нормативов
продолжительности
дневной
суммарной
образовательной нагрузки в группах компенсирующей направленности предусмотрены
интегрированные занятия, объединяющие содержание образовательных областей речевого и
художественно-эстетического развития: развитие речи и лепка; развитие речи, аппликация и
конструирование.
5.
Режим двигательной активности при организации образовательного процесса
5.1.
Режим двигательной активности обучающихся в течение дня организуется с учетом
возрастных особенностей и состояния здоровья.
5.2.
Режим предусматривает при организации образовательной деятельности введение в
режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, контроль за осанкой, в том
числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения.
5.3.
Физкультурные,
физкультурно-оздоровительные
мероприятия,
массовые
спортивные мероприятия, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической
подготовленности состояния здоровья детей. Образовательное учреждение обеспечивает
присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях.
5.4.
Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а
также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий
(температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в
зале.
5.5.
Режим плотной моторности на занятиях по физической культуре определяется
отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений к
общему времени занятия физической культурой, которое должно составлять не менее 70%.
6.
Особенности использования электронных и иных средств обучения в режиме
занятий
6.1.
Режимом определяется требования2 использования электронных средств обучения
(далее по тексту – ЭСО) на занятиях для обучающихся 5-7 летнего возраста. Занятия с
использованием ЭСО возрастных группах до 5 лет не проводятся.
6.2.
Режимом определяется длительность использования ЭСО в режиме занятий исходя
из суммарной продолжительности, представленной в таблице 7.
Таблица 7
ЭСО
возраст
на занятии
мин не более
суммарно в день в
ОУ,
мин, не более
Интерактивная доска
5-7лет
7
20
Интерактивная панель
5-7лет
5
10
Персональный компьютер
Ноутбук
6-7лет
6-7лет
15
15
20
20
Планшет
6-7лет
10
10
Вычисление продолжительности использования ЭСО индивидуального пользования
определяется непрерывной продолжительностью их использования на занятии.
При использовании ЭСО во время занятий обязательно проводится гимнастика для
6.3.
глаз.
6.4.
При использовании 2-х и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно
превышать максимума по одному из них.
6.5.
Для обучающихся 6-7 лет использование ноутбуков возможно при наличии
дополнительной клавиатуры.
6.6.
Режимом определяются требования к техническим параметрам ЭСО3.
6.6.1. При оборудовании групповой, кабинетов образовательного учреждения
интерактивной доской (интерактивной панелью), необходимо учитывать её размер и размещение,
которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ
интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно
быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру
фронтальной стены помещения.
Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора
интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения
слепящего эффекта.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастного цвета по
отношению к цвету доски.
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства
2
п.186, 187, 188, 189 раздела VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
3
п.2.4.4., 2.4.5. раздела II Общие требования Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные ЭСО
используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым
санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам),
подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
6.6.2. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального
компьютера иноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе
электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
6.6.
Издательская продукция (книжные и электронные ее варианты), используемые
образовательным учреждением, должны соответствовать гигиеническим нормативам.
6.7.
Дидактические игры и пособия, игровое оборудование допускаются к
использованию образовательным учреждением при их соответствии гигиеническим нормативам и
требованиям к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека, и наличии
гигиенических сертификатов безопасности.
7.
Режим гигиенической безопасности образовательного процесса.
7.1.
Режим предусматривает недопущение в образовательное учреждение обучающихся,
персонал и родителей (законных представителей) с признаками инфекционных заболеваний.
При выявлении обучающихся с признаками инфекционных заболеваний во время их
нахождения в образовательном учреждении, принимаются меры по ограничению или исключению
их контакта с иными обучающимися по средством размещения в помещения для оказания
медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных до приезда родителей
(законных представителей), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой
помощи.
7.2.
Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с
использованием мыльно-содового раствора. После каждого занятия спортивные и музыкальные
залы проветриваются в течение не менее 10 минут.
Ковровые покрытия, используемые в помещениях образовательного учреждения,
7.3.
ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в
месяц подвергается влажной обработке.
7.4.
Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством
до и после каждого приема пищи.
Стулья, столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки,
7.5.
клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим
средством; нагрудники из ткани стираются.
7.6.
Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.
Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются
проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.
7.7.
Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются
согласно инструкции производителя.
7.8.
Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается
использовать в качестве демонстрационного материала. Игрушки моются ежедневно в конце дня,
а в группах для детей раннего возраста – 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере
загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается
8.
Заключительные положения
8.1.
Режим соблюдается всеми категориями сотрудников образовательного учреждения,
участвующими в образовательном процессе, родителями (законными представителями)
обучающихся.
8.2.
Сотрудники образовательного учреждения несут персональную ответственность за
нарушение Режима и несоблюдение его положений в соответствии с действующим
законодательством.