Организация работы в ГБДОУ детский сад № 125 Центрального района СПб
по охране жизни и здоровья детей
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение,
присмотр, уход и оздоровление детей. Но основной задачей ДОУ является охрана жизни и
укрепление здоровья детей.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1)
оказание
первичной
медико-санитарной
помощи
в
порядке,
установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских
осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена, прежде
всего, на создание, обеспечение и поддержание комфортных условий работы сотрудников
и пребывания воспитанников, а также на обеспечение интеллектуального, личностного и
физического развития ребенка.
Комфортность – это характеристика условий педагогической деятельности в
дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для
психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и
воспитания.
Основными составляющими комфортности условий учебной деятельности
являются:
- санитарно-гигиенические условия;
- обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием;
- эстетическая комфортность среды (дизайн);
- психологическая комфортность.
Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям:
- температура окружающей среды;
- влажность воздуха;
- скорость движения воздуха;
- освещенность;
- норма площади помещений, территории на одного воспитанника.
Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими
показателями:
- наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных);
- наличие и состояние игрового и учебного оборудования;
- физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий;
- интенсивность нагрузки;
- форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий;
- наличие возможности выбора форм деятельности.
Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления
групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других
пространств.
Психологическая комфортность – состояние спокойствия, при котором
работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние
психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все
необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий
и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов
работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по
охране труда.
Требования охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном
учреждении необходимо выполнять круглосуточно:
один раз в квартал комиссия по охране труда составляет акты осмотра детских
площадок, других помещений для работы с детьми, заграждений и т. д.,
ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью
своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью
воспитанников и работников. Комфортность будет достигнута при выполнении
всех вышеуказанных мероприятий, если:
- здания и сооружения находятся в надлежащем состоянии, что подтверждено
соответствующими исполнительными документами;
- имеется, в соответствии с нормами обеспечения, производственное и учебновоспитательное оборудование;
работники ДОУ проходят инструктаж по охране жизни и здоровья
воспитанников (запись о прохождении инструктажа регулярно вносится в
журнал инструктажей на рабочем месте, с обязательной подписью
инструктируемого и инструктирующего. При этом, инструктаж может
проводиться как по плану, так и вне плана (например, при подготовке к летнеоздоровительному периоду в ДОУ, в случае возникновения чрезвычайной
ситуации и др.);
с воспитанниками систематически проводятся мероприятия согласно годовому
плану работы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма, педагоги рассказывают о безопасности на воде и на льду,
действиях при пожаре или ситуациях при которых ребёнок остался дома один и
др.;
в ДОУ организуются месячники безопасности, анализируется работа по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
во всех группах необходимы «Центры здоровья», «Уголки безопасности», в
которые помещается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах
их предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожнотранспортному и бытовому травматизму;
вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса
рассматриваются ежемесячно на совещании педагогических работников, на
административном совещании при заведующем, на общих собраниях трудового
коллектива. В рамках таких мероприятий проводится изучение нормативноправовой документации и инструктивно-методических материалов по вопросам
охраны жизни и здоровья детей.
Все это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокую работоспособность
коллектива, развивать детей, осуществлять необходимую коррекцию отклонений в
развитии ребенка, сохранить и улучшить их здоровье, предупредить травматизм у
взрослых и детей.
№
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
Координационная сетка контроля работы по охране
жизни и здоровья детей ДОУ
Контролируемый
Определяемые показатели
Периодичность Ответственный
материал
контроля
контроля
1. Помещения детского сада, связанные с пребыванием детей
Игровые, спальни, Температура воздуха
1 раз в неделю
Ст. медсестра
туалетные,
Относительная
влажность 1 раз в квартал
Ст. медсестра
раздевалки,
воздуха
спортивный
и Уровень
искусственного 1 раз в год
Ст. медсестра
музыкальный залы, освещения
педагогический
и Режим проветривания
1 раз в месяц
Ст. медсестра
медицинские
кабинеты
Мебель игровых и Маркировка и соответствие 2 раза в год
Ст. медсестра
спальных
росту ребенка и расстановка 1 раз в неделю
Ст. медсестра
помещений
мебели
Постельное белье,
предметы ухода за
ребенком
Спортивный зал и
подсобное
помещение при нем
Санитарное
содержание
помещений
Двор
Индивидуальная маркировка
1 раз в месяц, Ст. медсестра
белье – при
каждой смене
защитных 2 раза в год
Зам. зав. по АХЧ
Наличие
приспособлений,
предупреждающих травмы
Наличие спортивной одежды у 1 раз в месяц
детей при проведении занятий
Расстановка и техническая 1 раз в неделю
исправность
спортивного
инвентаря
Соблюдение
частоты 1 раз в квартал
проведения
генеральных
уборок и их качество
Качество проведения текущей 1 раз в месяц
уборки
Состояние
обеспеченности 1 раз в месяц
уборочным
инвентарем,
моющими и дезсредствами и
условия их хранения
Наличие
разделения 1 раз в месяц
уборочного инвентаря по
назначению и его маркировка
Наличие,
состояние
и 2 раза в месяц
маркировка
тары
для
замачивания посуды в случае
карантина, транспортировки
грязного белья
2. Территория детского сада
Исправность ограждения
2 раза в год
Исправность
1 раз в год
искусственного освещения
Исправность и состояние 1 раз в квартал
мусоросборника
и
мусорных баков
Зам. зав. по УВР
Зам. зав. по АХЧ
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Зам. зав. по АХЧ
Зам. зав. по АХЧ
Зам. зав. по АХЧ
2.2
3.1
Игровые участки
Состояние малых форм
2 раза в год
Наличие песка для игры
2 раза в год
Обработка песка
1 раз в неделю
Санитарное содержание
Ежедневно
Отсутствие
Ежедневно
травмоопасных объектов
3. Организация учебно-воспитательного процесса
Занятия с детьми
Исследование
учебной
нагрузки:
2 раза в год
- соблюдение максимально
допустимого количества
учебного времени в день и 1 раз в месяц
в неделю;
- длительность занятий и 2 раза в год
перерыва между ними;
наличие
отдельного
расписания
на
дополнительные занятия, 1 раз в месяц
включенные
в
объем
максимально допустимой 1 раз в месяц
нагрузки;
наличие
здоровьесберегающих
моментов в ходе занятий;
целесообразность
использования
физкультминуток
Оценка сетки занятий:
1 раз в квартал
- наличие чередования
занятий с разной степенью
трудности в течение дня и
недели
Наличие
развлечений, 1 раз в квартал
праздников в плане работ
педагогов
Планирование
1 раз в квартал
воспитательнообразовательной работы с
детьми в группах
Условия
применения 1 раз в месяц
технических
средств
обучения,
соблюдение
правил расстановки ТСО,
соблюдение длительности
занятий с ТСО
Оценка
педагогической 2 раза в год
диагностики
усвоения
детьми
программного
материала
Оценка
составления 2 раза в год
двигательного
режима
детей
по
возрастным
Зам. зав. по АХЧ
Зам. зав. по АХЧ
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Зам. зав. по АХЧ
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
зам. зав. по УВР
группам, его соблюдение
Организация
и 1 раз в неделю
длительность проведения
прогулки с детьми
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4. Организация детского питания
Рацион питания
Качественный
и 1 раз в 10 дней
количественный
состав
рациона
питания,
его
соответствие возрастным и
физиологическим
потребностям;
соблюдение требований и
рекомендаций
по
формированию рациона;
ассортимент
продуктов,
используемых в питании
Режим питания
Соответствие
режима 1 раз в неделю
питания и условий приема
пищи
возрастным
и
гигиеническим
требованиям
Документация по Полнота, правильность и 1 раз в квартал
вопросам
своевременность
санитарии,
оформления
(ведения)
гигиены,
документации,
технологии
соответствие требованиям
производства пищи, санитарных правил, норм и
результатам
гигиенических нормативов
бракеража,
ежедневных
медицинских
осмотров
работников
пищеблока
Технология
Правильность оформления 2 раза в год
производства пищи технологической
документации.
Наличие
необходимой
нормативно-технической
документации
Соблюдение
санитарно- 1 раз в 10 дней
технологических
требований
при
производстве пищи
Температура
внутри 1 раз в неделю
теплового оборудования
Поточность
технологических
процессов
Наличие
(отсутствие) 1 раз в неделю
общих
встречных,
пересекающихся потоков
Заведующий дет.
садом,
зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
сырой
и
готовой
продукции,
чистой
и
грязной
посуды,
инвентаря, тары и т.д.
Столовая посуда
Качество мытья посуды, ее
маркировка
Продукты
Сроки и условия ранения.
Исправность холодильного
оборудования
и
правильность
установки
температуры
в
холодильных шкафах.
Соседство
хранения
продуктов
Реализация
Сроки реализации, условия
продуктов
и реализации.
готовой продукции Соблюдение требований
по температуре готовой
пищи.
Сроки
хранения
на
пищеблоке
подготовленных
к
кулинарной
обработке
продуктов и готовой пищи
СанитарноСоблюдение
санитарнопротивоэпидемичес противоэпидемического
кий режим
режима на производстве,
режима
обработки,
хранения и использования.
Маркировки
оборудования,
посуды,
инвентаря,
уборочного
инвентаря, режима уборки
помещений,
дезинфекционного
режима, режима сбора,
хранения и выноса отходов
и др.
Персонал,
Состояние
осмотра
связанный
с персонала на предмет
питанием детей
наличия простудных и
гнойничковых
заболеваний, опрос на
наличие
кишечных
инфекций
Соблюдение
правил
личной
гигиены
работниками пищеблока
Наличие
и
своевременность
прохождения медицинских
осмотров,
прививок,
1 раз в месяц
Ст. медсестра
1 раз в неделю
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Ежедневно
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
1 раз в месяц
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
1 раз в неделю
Ст. медсестра
Постоянно
Ст. медсестра
1 раз в квартал
Ст. медсестра
4.11
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1
6.2
7.1
Санитарное
состояние
помещений
гигиенической аттестации
Соблюдение
чистоты 1 раз в два месяца
проведения генеральных
уборок
Состояние обеспеченности 1 раз в месяц
уборочным
инвентарем,
моющими
и
дезсредствами, условия их
хранения
Наличие
раздельного 1 раз в месяц
уборочного инвентаря по
назначению
и
его
маркировка
5. Бассейн
Вода
ванны Температура воды
Перед
началом
бассейна
работы выборочно в
один из дней недели
Воздух
в
зале Относительная влажность, 1 раз в квартал
ванны бассейна
подвижность
Санитарное
Выполнение
1 раз в месяц
состояние
гигиенических требований
помещений
к режиму эксплуатации
бассейна
плавательных бассейнов
Наличие правил и графика 1 раз в месяц
уборки
бассейна,
их (выборочно в один
выполнение
из дней)
Основные
и Эффективность
работы 1 раз в неделю
вспомогательные
приточно-вытяжной
помещения
вентиляции, температура и
бассейна
влажность воздуха
6. Персонал
Все
работники Наличие
санитарных 1 раз в квартал
детского сада
книжек у всех работающих
в
учреждении
с
результатами медицинских
осмотров,
своевременность
прохождения медосмотров
Своевременность
1 раз в два года
прохождения
гигиенического обучения
Педагоги
и Выполнение инструкций Постоянно,
обслуживающий
по
охране
жизни
и контроль 1 раз в
персонал
здоровья детей
месяц
7. Организация и проведение ремонтных работ
Текущий ремонт
Наличие
гигиенических При использовании
сертификатов
на
применяемые отделочные
материалы с указанием
области применения в
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
Зам. зав по АХЧ,
ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Зам. зав по АХЧ,
ст. медсестра
Ст. медсестра
Ст. медсестра
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
зам. зав. по УВР
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра
детских учреждениях
Соответствие
цветовой
гаммы красок для окраски
стен,
дверей,
рам,
оборудования
Недопущение проведения
работ в присутствии детей
При
проведении Заведующий дет.
работы
садом,
ст. медсестра,
Обеспечение
При необходимости
проветривания помещений
после
окончания
ремонтных работ
8. Оздоровительная работа
Планирование
1 раз в год
оздоровительной работы с
детьми на учебный год
Выполнение назначенных 1 раз в месяц
оздоровительных
и
закаливающих
мероприятий
Анализ
заболеваемости 2 раза в год
детей
8.1
Анализ
посещаемости
детьми детского сада
Анализ и эффективность
оздоровительной работы с
детьми
8.2
При
проведении Заведующий дет.
работы
садом,
ст. медсестра,
Педагогическая
часть
Выполнение
педагогами
санитарных норм и правил
для
дошкольных
учреждений
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
Заведующий дет.
садом,
зам. зав по УВР
Заведующий дет.
садом,
зам. зав по УВР
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
зам. зав. по УВР
1 раз в месяц
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
зам. зав. по УВР
1 раз в год
Заведующий дет.
садом,
ст. медсестра,
зам. зав. по УВР
В
течение
года Заведующий дет.
выборочно в один из садом,
дней недели
зам. зав по УВР